«Как дома»
Проект модернизации работы по семейному типу в домах ребенка

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Имеются подтвержденные наукой данные о том, что первые три года жизни человека являются определяющими в становлении личности, и если ребенок раннего возраста, оставшийся без попечения родителей, проводит в государственном учреждении дольше полугода, то ущерб, нанесенный его психическому и физическому развитию, уже не сможет быть полностью устранен. Так как же устроен стандартный дом ребенка (а именно в этих учреждениях должны проживать малыши в возрасте от рождения до четырех лет)? Почему вполне благополучные внешне детские учреждения, с хорошей материальной базой, специалистами, в которых для малышей существуют десятки развивающих процедур, не могут добиться того, чтобы их воспитанники не отставали в развитии от домашних сверстников?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходим небольшой экскурс в детскую психологию.
 
Организация структуры типичного дома ребенка:
  • В группе проживает 10-12 детей одного возраста.
  • Когда ребенок достигает определенного возраста, его переводят из одной группы в другую, полностью меняя обстановку и окружение.
  • Персонал в группах работает посменно, за время отсутствия воспитателей ребенок может его попросту забыть, каждый день малышу приходится привыкать к «новым» людям. Отсутствие «постоянного взрослого» не дает сформироваться эмоциональной привязанности, а это – базовое условие нормального психоэмоционального развития ребенка, формирования его личности.
  • Ежедневно ребенок общается с 14-16 взрослыми людьми (мед. работники, массажисты, дефектологи и т.д.).
  • Дети-инвалиды живут обособленно от остальных в специализированных группах.
И это только структурные особенности устройства домов ребенка. На развитие детей влияет еще и так называемый «человеческий фактор»: каким тоном к нему обращаются, как кормят и укладывают спать, чем занимаются на прогулке и во время игр. В стандартных учреждениях то, как воспитатель относится к своим подопечным, чаще всего лежит на совести самих сотрудников. В России не предусмотрена система обучения работников домов ребенка.
 
Имея на руках эти данные, становится очевидно, что систему казенного воспитания необходимо менять для того, чтобы она перестала разрушать личность ребенка. Проект «Как дома» родился на кафедре психологии Санкт-Петербургского Университета и был впервые апробирован на базе петербургского дома ребенка №13. Эксперты проекта  – профессор Рифкат Мухаметрахимов, к.п.н. Олег Пальмов – специалисты Санкт-Петербургского Университета в области технологии раннего вмешательства разработали модель, которая позволяет детям расти в условиях, максимально приближенным к семейным, а, следовательно, сохранять психику малышей.
 
Так выглядит модель изменений, реализуемая в домах ребенка в рамках проекта «Как дома»:
  • Сокращение количества детей в группах: максимально семь человек на одного взрослого;
  • Формирование разновозрастных групп, в которых одновременно со здоровыми детьми живут малыши с ограниченными возможностями;
  • Обеспечение стабильного социального окружения детей – закрепление «постоянных» воспитателей, сокращение количества приходящих «чужих» взрослых, отсутствие перевода детей из группы в группу;
  • Увеличение времени свободного взаимодействия воспитателей с детьми, повышение качества индивидуального контакта с ребенком, внедрение «семейного часа»;
  • Реализация принципа «забота с уважением» каждым сотрудником дома ребенка по отношению к воспитанникам.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Не допустить разрушения личности детей, оставшихся без попечения родителей на ранних стадиях развития, проживающих в домах ребенка.

ОБЪЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ

ГБУЗ НСО «Специализированный дом ребенка» №2, Новосибирск

ГБУЗ НСО Куйбышевский дом ребенка, Новосибирск

Усольский областной специализированный дом ребенка (Иркутская область)

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект долгострочный, реализуется с 2010 года.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Улучшение психического здоровья детей и как следствие уменьшение количества переносимых заболеваний.
  • Создание семейной модели воспитания детей-сирот в доме ребенка.
  • Повышение образовательного уровня персонала дома ребенка за счет проведения семинаров в течение срока действия проекта.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Проведение обучения и методическая поддержка домов ребенка.
  2. Организация системных преобразований в домах ребенка.
  3. Привлечение и материальное поощрение высококлассных специалистов для реализации проекта в домах ребенка.
  4. Методическое описание проекта.
  5. Поддержание материально-технической базы учреждений, реализующих проект.
  6. Внедрение проекта в максимальное количестово домов ребенка РФ.

ЧТО СДЕЛАНО

  1. Заключение Соглашения с Министерством Здравоохранения НСО, Домом ребенка № 2 (Новосибирск), Куйбышевским домом ребенка о проведении модернизации.
  2. В течение 2010 года нашим фондом профинансировано обучение главного врача и заместителя по пед.работе в Санкт-Петербурге (февраль 2010 года); первый семинар из цикла обучающих семинаров для специалистов на базе дома ребенка (ноябрь 2010 года);
  3. В сентябре 2011 года проект "Как дома" победил в номинации Start up Всероссийского конкурса социальных проектов "Содействие".
  4. С 1 января 2012 года все группы дома ребенка №2, Новосибирск, переходят на работу по семейной модели. 
  5. В декабре 2011 года фонд получил областную субсидию в размере 500000 рублей на тиражирование проекта "Как дома" на территории Новосибирской области.
  6. В мае 2012 года подписано Соглашение с Министерством Здравоохранения Иркутской области и Усольским домом ребенка о проведении модернизации на территории дома ребенка.
  7. В 2012 году подписано соглашение о реализации проекта на базе Куйбышевского дома ребенка.
  8. Организованы и проведены презентационные образовательные семинары в июне 2012 года на базе Усольского дома ребенка, на базе Министерства здравоохранения Иркутской области и на базе Куйбышевского дома ребенка для сотрудников с целью знакомства с новой модернизированной моделью.
  9. В 2012 году был снят профессиональный учебно-методический фильм, в котором специалистам домов ребенка объясняется, каким образом их учреждение может перестроить работу по семейной модели.
  10. В августе 2014 года партнёром проекта стала компания «МегаФон», которая выделила 1,7 млн. рублей на его дальнейшую реализацию. Финансовая поддержка позволит дооборудовать еще две группы в Куйбышевском доме ребенка, чтобы все учреждение полностью перешло на работу по новой технологии, а также осуществить профессиональную переподготовку персонала всех трех учреждений по теме «Забота с уважением».

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

ФИЛЬМ О ПРОЕКТЕ

Смотрите фильм о замечательном проекте и доме ребенка!

А также Учебно-методический фильм по внедрению проекта "Как дома"